Программы        27.11.2020   

Звуковая карта креатив x fi. Отзывы: Звуковая карта USB CREATIVE X-Fi HD Sound Blaster SB1240

Швецов Игорь

Отзыв с Яндекс.Маркета

Достоинства
    Наконец то лежавшие лет 5 забракованные за плохой звук наушники Pioneer HDJ-1000(думал купил подделку), зазвучали, да еще??ак, упругий бас, изумительная середина, верха без восторга, но очень хорошие. Вывод, для высокоомных наушников нужен усилитель, в данном девайсе он есть)))
Недостатки
    Цена, но я нашел на авито за 3 тыс, так что пофигу)))
Комментарий

Для не подверженных аудиофильским перегибам, но ценящих достойный звук

16 5

    хорошие комплектующие и как следствие — весьма неплохие характеристики;
    RCA-разъёмы стандартные для hi-fi аппаратуры;
    наличие RIAA-корректора и земляного контакта для подключения проигрывателей «винила» с головками ММ;
    приятный дизайн корпуса и мягкий кабель USB;
    в новых драйверах появилась поддержка ASIO;
    относительно умеренная цена.
Недостатки
    поддержка частоты дискретизации 44.1 kHz — только для S/PDIF выхода, а для аналогового, увы, только 48 и 96 kHz;
    неудобный (да и не нужный)цифровой регулятор громкости;
    поддержка ASIO — только для воспроизведения, и только для аналогового выхода;
    микрофонный вход сделан для штеккера 6.3 мм (как бы для «солидных» микрофонов), а на деле — он стереофонический и с питанием для обычных «электретников».
Комментарий

У меня релиз устройства, на котором логотип THX, а не SBX, но это чистый маркетинг и драйвера (железо абсолютно одинаковое, видимо какие-то проблемы лицензирования).
Подбирал качественное внешнее решение для нетбука, что бы использовать его как универсальный плейер (FLAC и APE) к хорошему hi-fi усилителю.
Качество RIAA-корректора устраивает, звучит абсолютно ничем не хуже встроенного в интегральный усилитель — пойдёт для оцифровки «винила» из моей коллекции 30-летней давности:-)
Покупкой доволен, проблем с эксплуатацией нет (в и-нете часто пугают глючностью Креативовских USB-устройств).

Пожаловаться Отзыв помог? 34 9

    Простая. Всего 2 режима в которых можно слушать (24/48, 24/96). Есть линейный вход SNR 100db (можно использовать карту для различных измерений). Работает на драйверах с сайта нормально как в 10-ке так и под 2012 R2. Работает в 24/96 через «HIFIMEDIY USB ISOLATOR». С ним полное отсутствие каких-либо шумов/наводок. Вход и выход на RCA разъемы. Все просто и понятно. Звучание при правильном «приготовлении» (качественном ресемплировании в 96 кГц) лучше большинства встроенных решений. В целом если не зацикливаться на сравнении с более дорогими решениями, слушать карту можно и даже реально получать от этого удовольствие.
Недостатки
    По качеству звука в одинаковых условиях проигрывает ASUS Xonar Essence STX, что вроде бы неудивительно при разнице в цене в 3 раза. Надеялся не услышу разницы, но нет, чудес не бывает. У ASUS лучше детализация, а у Creative слишком акцентированы высокие частоты, и в целом звук воспринимается как чуть «смазанный», недостатка в низах я не ощутил (совсем). Очень странным является отсутствие поддержки частот кратных 44100 Гц. Но я слушаю foobar2000, ресемплер там очень хороший (dBpoweramp), так что не считаю это для себя критичным. Еще на мой взгляд синяя лампочка дурацкая. И регулятор громкости нафиг не нужный и неудобный.
Комментарий

Карта как карта, сколько стоит так и играет. Частоту 44100 я думаю зарезали специально маркетологи по каким-то соображениям (не дай бог будут вместо E-MU использовать), звучание чем-то выдающимся не отличается, эффекта «ВАУ» не вызывает. По поводу наушников ничего не пишу — слушаю только АС. В обзорах пишут хорошо тянет любые «УШИ». Учитывая цену можно было бы поставить наверное карте 5-, если бы не отсутствие поддержки 44 кГц.

Пожаловаться Отзыв помог? 10 9

    Лучше штатного HD Audio. Улучшение качества услышать можно на нормальной акустике или наушниках, пробовал.
Недостатки
    1. ПО и драйвера неочень.
    2. Регулятор громкости с новы драйвером работает крайне косячно, с дерганьем и перескоками уровней, бил в бубен с драйвером.
Комментарий

Возможно, если бы я купил карту раньше чем 02 января 2020г, мой отзыв был бы лучше.
Некоторое время несколько страдал и мучился с со статическими периодическими щелчками в наушниках, читал форумы, и согласно как бы советам передергивал шнуры юсб и лез бесполезно что нибудь подстроить в биос. Сменил драйвер XUHD ... 0025 «Дата выпуска: 2 янв 20» на более старый XUHD ... 0024 «Дата выпуска: 26 авг 16», щелчки пропали, надеюсь навсегда, несли косяк опять появится, сдам обратно в магазин, дополню отзыв, отпишусь.

Пожаловаться Отзыв помог? 2 0

    Звук классный, достаточно детальный, заметно лучше штатного HD Audio.
    Нелинейные искажения на выходе для наушников не сильно плавают при изменении громкости (насколько успел расслышать за 1 день).
Недостатки
    Попался брак, не рабочий регулятор громкости, пришлось вернуть — это даже не минус, бывает.

    Минус, как уже отмечали ранее: «поддержка частоты дискретизации 44.1 kHz» не для всех выходов.

    Отмечу еще один неудобный момент, проявившийся за 1 день пользования. После просыпания компьютера из «сна» не во всех приложениях был звук. Корректно работали только те, где явным образом можно указать источник (Creative ASIO, например). Но браузеры и многие другие программы берут звук с устройства по умолчанию — собственно звука не было, даже перезагрузка не помогала, только отключение USB и подключение заново. Не сильно удобно, постоянно компьютер в сон отправляю.

Внешняя звуковая карта Creative Sound Blaster X-Fi HD призвана существенно улучшить качество звучания благодаря целому набору преимуществ. Девайс можно без труда подключить к ноутбуку или ПК, при этом он оборудован удобно расположенными разъемами для микрофона и устройств воспроизведения. Стоит сразу же и упомянуть о функции усиления звука и о возможности без труда регулировать уровень громкости исходящего аудиопотока. Задняя панель звуковой карты оснащена оптическим портом, позолоченным стереоразъемом RCA, а также интегрированным фонокорректором, позволяющим напрямую осуществлять запись звука, проигрываемого с вашей виниловой пластинки.

Устройство полностью поддерживает специальное ПО Media Toolbox 6, которое имеет удобный интуитивный интерфейс и позволяет с легкостью записывать цифровой звук, а также конвертировать его в различные аудиоформаты. Благодаря технологии SBX Pro Studio можно воспроизводить видео или аудио файлы с эффектом “живого звука”, например при просмотре фильмов или прослушивании музыки.

Превосходное качество звучания
Одним из главных преимуществ данной модели звуковой карты USB линейки Sound Blaster является способность воспроизводить звук в превосходном качестве. При этом, показатель соотношения сигнала и шума составляет 114 дБ.

Технология SBX Pro Studio
Модель Sound Blaster X-Fi HD оснащена технологией SBX Pro Studio, которая существенно улучшает качество звучания как во время игры, так и при просмотре фильмов или прослушивании музыки.

Отличный выбор для поклонников виниловых пластинок!
Вдобавок ко всем прочим преимуществам, звуковая карта оборудована фонокорректором с эквалайзером RIAA, что позволяет вам с легкостью подключить к ней проигрыватель виниловых пластинок и таким образом напрямую конвертировать звук в форматы CD или MP3.

Усилитель звука в вашей гарнитуре
В арсенале Creative Sound Blaster X-Fi HD вы также найдете интегрированный усилитель звука превосходного качества, который отлично работает даже в паре с наушниками премиум-класса, где показатель сопротивления может достигать 330 Ом.

Быстрое и простое подключение
Среди прочих преимуществ девайса стоит выделить наличие удобно расположенных звуковых разъемов для наушников и микрофона с позолоченным обрамлением. К тому же, устройство оборудовано отдельным регулятором громкости в виде специального тумблера, находящегося на передней панели звуковой карты.

Полная совместимость с Windows 8
Разработчики аудиокарты на славу потрудились не только над аппаратной, но и над программной составляющей своего детища. Благодаря этому, звуковые драйверы для Sound Blaster X-Fi HD позволяют устройству отлично работать даже в паре с операционной системой Windows 8.

Технические показатели

Основные:
- Звуковая технология: X-Fi.
- Показатель соотношения сигнала и шума: 114 дБ.
- Канальный выход: стерео.
- Используемая аудиотехнология: SBX Pro Studio.
- Качество звучания: 24 бита/96 кГц.
- Основной порт для подключения: USB 2.0.
- Гарантийный срок: 1 год.

Подключение:
- Оптический выход TOSLINK.
- Оптический вход TOSLINK.
- Один микрофонный вход 1/4", который полностью соответствует стандартам RIAA.
- Два линейных входа RCA.
- Выход для наушников 1/4".
- Два линейных выхода RCA.

Перечень совместимых ОС:
Windows8, WindowsXP SP2 или более, Windows Vista SP1 или более, Windows7 и Windows10.

Требования к системе:
- Совместимые ОС: Microsoft Windows10, Windows8, Windows7, Windows Vista, Windows XP (Professional x64 Edition, Service Pack 2 или более).
- Процессор Intel Core2 Duo или эквивалентный ему AMD с рекомендуемой тактовой частотой 2.2 ГГц или более.
- Наличие свободного USB-порта.
- Минимальный объем оперативной памяти: 1 ГБ.
- Объем свободной памяти на жестком диске: 600 Мб.
- Наушники или динамики с усилителем.
- Привод CD-ROM или DVD-ROM для установки ПО.
- Наличие интернет-подключения.

Комплектация:
- Звуковая карта Sound Blaster X-Fi HD.
- Руководство для быстрого подключения и установки ПО.
- Инструкция для пользователя.
- Адаптер-переходник с коннекторами RCA и входным звуковым разъемом.
- USB-кабель длиной 1,5 м.
- Установочный CD-диск.
- CD-диск с приложением Media Toolbox 6.

Инструкция по настройке максимального качества звука на звуковой карте Creative X-Fi.

2015-08-18T08:43

2015-0408-18T08:43

Audiophile"s Software

Примечание : Информация в этой статье актуальна для звуковой карты Creative X-Fi XtremeGamer с интерфейсом PCI (а также аналогичных XtremeMusic, Fatality и т. п.) и операционных систем Windows c Vista по 10. Настройки ориентированы на воспроизведение звука с помощью подключенной к выходу звуковой карты. При использовании интерфейсов/устройств/драйверов/программ отличных от указанных в этой статье, настройка может не привести к желаемому результату.

Copyright (C) 2015, Taras Kovrijenko

Полное или частичное копирование текста допускается.

1. Вступление

Примечание: так как мне не хотелось бы повторяться, а также чтобы вы не пропустили что-то важное, очень советую прочитать эту статью с начала и до конца.

Первое, что хочу сказать - звуковая карта стоит своих денег. Учитывая её возможности (о которых многие наверное и не знают), 100$ - это цена очень разумная. Кроме того, у других производителей аналогов этой карты (в плане мультимедийных возможностей) просто нет.

2. Подготовка к установке

Значит, что мы имеем, как говорится "из коробки". Это собственно сама звуковая карта, пачка мануалов и прочей макулатуры, ну и два диска: один для Windows XP, второй - для Windows Vista. "А что делать пользователям Windows 7 и 8?" - спросите вы. "Взять эти два диска и аккуратно положить в мусорное ведро" - отвечу я. Ну, как минимум, положить с макулатурой обратно в коробку и закинуть ее подальше в шкаф. Просто потому, что ничего с того диска нем не понадобится. Можно конечно поставить софт с этих дисков, но дело в том, что драйвера, например, придётся ставить для XP, а софт - для Windows Vista. При этом придётся пойти на ряд ухищрений (вроде режимов совместимости и т. п.). И не факт, что в итоге всё это будет исправно работать. Ну а вдобавок с диска устанавливается много ненужного мусора.

Посему мы пойдем другим путем, одним пакетом скачав последние версии софта, уже заточенные под новые ОС - скажите спасибо Daniel Kawakami.

3. Установка драйверов и утилит

Итак, как всё должно выглядеть изначально:

Более того, в папке Пуск->Программы (и в Установке/удалении программ) не должно быть ничего связанного с Creative. Если у Вас не так - запускаем Установку/удаление программ и чистим. После удаления всего софта от Creative, распаковываем Support Pack, идём в подпапку \Audio\Drivers\SBXF и запускаем файл Setup.exe. Выбрав всё, как на скриншоте, жмем ок:

Избавившись от софта Creative и получив устройство без драйверов в диспетчере, ещё раз перезагружаемся (на всякий случай).

А теперь переходим непосредственно к установке. Из X-Fi Support Pack желательно установить следующие компоненты:

  • Audio Drivers - последние версии драйверов звуковой карты;
  • Audio Control Panel - предоставляет базовые возможности настройки звуковой карты;
  • Console Launcher - центр управления возможностями звуковой карты;
  • Speaker Setup Console (THX) - утилита для калибровки 3D-эффектов в соответствии с положением слушателя относительно источников звука;
  • Volume Panel - удобная утилита которая запускается автоматически и позволяет непосредственно в трее регулировать громкость и оттуда же запускать другие утилиты;
  • ALchemy - утилита, восстанавливающая аппаратные эффекты окружения в Windows Vista+.

На предложение о перезагрузке отвечаем положительно.

Если всё прошло нормально, после запуска ОС в трее появится серебристый значок с ручкой громкости, а в пуске Вы увидите группу программ Creative:

Ну и, естественно, система при запуске должна уже будет издавать какие-то звуки (если они включены).

4. Настройка микшера Windows

Как я уже говорил, Microsoft, начиная с Windows Vista значительно усложнила подсистему звука. При этом не только расширился функционал, но и появились некоторые «подводные камни».

Что ж, попытаемся эти камни обойти.

Перейдите в Панель управления Windows->Оборудование и звук->Звук. Появится вот такое окошко:

Через контекстное меню отключите SPDIF (т.к. это устройство в некоторых случаях способно вызывать переключение опорной частоты звуковой карты, что нежелательно), таким же образом сделайте наше устройство (Динамики Creative SB X-Fi) устройством по-умолчанию (если оно таковым не является). Затем дважды кликните по устройству. Теперь проверьте чтобы настройки на вкладках совпадали со скриншотами:

5. Режимы звуковой карты

Для того чтобы максимально использовать ресурсы DSP X-Fi для самых различных задач существует три режима:

  • Audio Creation Mode - создание аудио, а в нашем случае - и воспроизведение. Так как только в этом режиме доступен точный вывод звука без лишних преобразований.

  • Entertainment Mode - режим главным образом рассчитан на воспроизведение многоканального аудио (в т.ч. дорожек к видеофильмам) с наложением различных эффектов, преобразованием каналов и т.д.

  • Game Mode - название режима говорит само за себя. Только здесь Вы получаете доступ к последним разработкам Creative в области 3D звука для непревзойденного эффекта присутствия в современных играх.

Переключать режимы удобно через контекстное меню Volume Panel:

Окно настроек (Console Launcher) появляется при двойном клике на значок Volume Panel в трее.

5.1 Режим Audio Creation и воспроизведение музыки

Итак, отключим всё лишнее:

Теперь пару слов о настройке плеера foobar2000. Ввиду ненадежности остальных интерфейсов (они действительно иногда оказываются не вполне адекватными), выводить звук рекомендуется именно через ASIO. Благо, у этой карты есть полнофункциональный драйвер ASIO 2.0. Всё что Вам нужно - это установить плагин foo_out_asio (скачать можно на странице foobar2000 + плагины), добавить устройство ASIO в настройках плагина, ну и выбрать его в настройках вывода. Обратите внимение на разметку каналов (полезно для многоканальных систем).

Теперь можете наслаждаться чистым звуком, не испорченным всякими "улучшайзерами" и прочей ерундой.

Еще одна приятная мелочь - драйвер ASIO автоматически переключает опорную частоту звуковой карты в соответствии с частотой дискретизации воспроизводимого аудио. Например, если сначала играл трек с частотой 44.1 кГц, а потом Вы запустите трек с частотой 96 кГц - произойдет переключение опорной частоты, сопровождающееся характерным звуком. Некоторым это приходится не по душе, тем не менее, эта функция является весомым преимуществом, ведь только при совпадении частоты материала и опорной частоты карты возможно побитовое воспроизведение. К тому же, теперь Вам скорее всего не понадобится ресемплер.

Но здесь надо сделать замечание - иногда встречаются треки с частотой семплирования отличной от поддерживаемых драйвером ASIO (напомню: это 44.1, 48, 88.2, и 96 кГц). Для таких случаев можно добавить в цепочку DSP SoX Resampler mod (который можно скачать на всё той же странице foobar2000 + плагины). Он будет ресемплировать все частоты не входящие в список поддерживаемых (их мы указываем в настройках ресемплера) до заданной частоты - чтобы минимизировать потери качества, на всякий случай укажем 96 кГц:

5.2 Режим Entertainment - просмотр фильмов

В этом режиме нам открываются некоторые интересные возможности сигнального процессора X-Fi.

Хотите насладиться 5.1 звуком своего любимого фильма, но у Вас нет многоканальной акустики? Не проблема! Ведь у человека всего два уха, а это значит, что с помощью двух звукоизлучателей можно воссоздать абсолютно любой виртуальный источник в любой точке вокруг слушателя, да так, что он будет неотличим от реального!

С помощью специальных алгоритмов обработки чип X-Fi преобразовывает многоканальное аудио в 2.0 для акустики или для наушников (заметьте, что алгоритмы для создания эффекта окружения в наушниках и колонках сильно отличаются).

А теперь - о том как нам воспользоваться этими возможностями. Прежде всего запустим Console Launcher:

Рассмотрим поочередно основные разделы.

В этом разделе надо выбрать конфигурацию Вашей акустической системы, или же наушники. При нажатии на кнопку THX открывается окно калибровки акустической системы. Нас интересует вкладка Speaker Position. Дело в том, что при использовании двухканальной акустической системы (какая стоит у большинства пользователей) положение слушателя относительно звукоизлучателей далеко не всегда одинаковое (хуже того, порой оно нестабильно, но тут уже ничего не поделаешь). Для того чтобы алгоритмы создания эффекта окружения работали, им необходимы правильные данные о положении слушателя. В данном случае надо указать расстояние до каждого звукоизлучателя и угол поворота относительно центральной оси. Если непонятно, поясню: имеется ввиду угол между двумя линиями:

  • линией соединяющей голову слушателя с точкой непосредственно перед его лицом.
  • линией между его головой и звукоизлучателем

Угол отсчитывается по часовой стрелке (если смотреть сверху), значение параметра может принимать отрицательные значения.

Так что, если хотите 3D эффекта - линейку в руки и вперед - мерять;)

На этой вкладке можно включить эффект окружающей среды - амфитеатра, концертного зала и т.д. В случае когда выбрано None , галочка Enable EAX Effects ни на что не влияет, но на всякий случай оставим эту опцию включенной.

Эта опция отвечает за включение X-Fi CMSS 3D - алгоритма призванного улучшить эффект окружения и точность позиционирования виртуальных источников. Данная функция окажется полезной при воспроизведении многоканального аудио на 2.0 акустике или наушниках, или же наоборот - для так называемого апмикса - разложения звука на несколько каналов (пример - воспроизведение стерео записей на 5.1 системе). Если же Вы включите её при воспроизведении скажем стерео материала через наушники, толку от нее будет мало - разве что создастся некоторый эффект виртуальных источников звука непосредственно перед слушателем, что на мой слух например звучит не слишком приятно. Но в любом случае, выбор за Вами.

Знаменитый (благодаря красноречивым маркетологам из Creative) X-Fi Crystalizer - порой он может придать звуку выразительности, но при этом неминуемо вносит значительную порцию искажений. Любителям "честного саунда" конечно же не рекомендуется. Хотя, на слух он весьма интересно звучит при ползунке передвинутом на минимум - искажения в этом случае практически незаметны, но эффект довольно неплох.

Smart Volume Management - в какой-то мере - тот же Advanced Limiter в foobar2000, правда с бОльшим пре-буфером. Так как данные на выходе DSP неминуемо преобразуются в формат с фиксированной точкой, необходимо принять меры для предотвращения клиппинга, что и сделали программисты Creative. Завидев превышение допустимой громкости в фрагменте потока аудио, SVM занижает его громкость. Главный недостаток - происходит компрессия (значительно меняется баланс громкости между фрагментами аудио). Хотя, компрессия динамического диапазона - это второе назначение SVM. Если например, Вы хотите ночью посмотреть фильм на низкой громкости (чтобы никому не мешать), но при понижение громкости перестают быть слышны тихие звуки - тут как раз и поможет компрессор. Он повысит громкость тихих участков приведя их примерно к одному уровню с остальными - и Вы сможете отрегулировать общую громкость до нужного Вам уровня.

Но если необходимости в описанном выше нет, я бы посоветовал при включении эффектов (и воспроизведении многоканального звука в т.ч.) - ставить громкость (Master Volume) не на максимум, а примерно на 50% - обычно этого достаточно чтобы избежать искажений.

Тут мы видим обычный 10-полосный эквалайзер с дополнительным регулятором уровня. Если не нужен - выключаем.

А это микшер звуковой карты. Тут можно включить воспроизведение с линейного входа, микрофона, и т.п. Ненужные источники выключаем (т.к. лин. вход и микрофон например могут шуметь).

Со звуковой картой - всё. Что же касается плеера - тут тоже есть некоторые нюансы. Первый - плеер должен выводить звук "AS IS". Т.е., все софтовые микшеры должны быть отключены, чтобы в случае 5.1 дорожки например, звуковой карте непосредственно передавались все 6 каналов. Для просмотра фильмов я могу посоветовать плеер MPC HomeCinema и фильтры ffdshow audio/video (входит в состав Sam CoDec Pack) . О их настройке мне тоже хотелось бы подробно написать, но это будет позже и в другой статье. Ниже я приведу основные моменты настройки вывода звука (плеер и фильтр ffdshow), а там - надеюсь, разберетесь:

5.3 Режим Game - объемный звук в играх.

Без сомнений, Creative является лидером в области трехмерного звука для игр. Именно программисты Creative создали набор расширений для DirectSound3D, т.н. EAX. Почитать об этой технологии можно в статье Вопросы и ответы по EAX , а также в Википедии .

Последняя на данный момент версия EAX - 5.0, наше же карта поддерживает все версии до пятой включительно.

Итак, приступим к настройке. Некоторые разделы настроек совпадают с настройками режима Entertainment, так что повторно мы их рассматривать не будем.

На этой вкладке находятся основные настройки - конфигурация динамиков (которая обязательно должна быть установлена в соответствии с реальной конфигурацией Вашей АС), SVM, включение/регулировка EAX (имеются ввиду только эффекты окружающей среды - реверберации и т.п.). Mic Environment FX - новая функция, которая позволяет накладывать эффекты на звук микрофона в соответствии с окружением в трехмерной игре.

Также, в этом режиме крайне важна калибровка расположения динамиков (THX). И еще советую обратить внимание на Master Volume - во избежание искажений этот регулятор желательно держать в положении где-то около 35-40%.

Особый интерес в этом режиме представляют настройки X-Fi CMSS-3D. При включении этой функции (что очень рекомендуется для значительного улучшения 3D эффекта в играх), становятся доступны два новых расширения появившихся в EAX 5.0:

  • MacroFX - эффект значительно увеличивает реалистичность источников звука расположенных в непосредственной близости от уха.

  • Elevation Filter - эффект значительно улучшает позиционирование источников по вертикальной оси (выше/ниже слушателя).

Значение параметра On означает принудительное включение эффекта для всех источников звука (для которых предназначен эффект). Нажатием на кнопку Test можно запустить небольшую проверку эффектов окружения.

Что ж, с настройкой звуковой карты мы закончили. Осталась настройка софта. Как я уже писал, к сожалению в Windows 7 программы не имеют прямого доступа к аппаратным ресурсам звуковой карты через API DirectSound3D. Единственным API имеющим доступ к аппаратному 3D звуку стал OpenAL. Так что, не долго думая, Creative принялись за разработку утилиты Alchemy преобразующей вызовы DirectSound/EAX в OpenAL. О её настройке я сейчас и расскажу.

Итак, если Вы в точности выполняли все инструкции с начала статьи, у Вас уже должна быть установлена Creative ALchemy 1.43.06 beta. Не зря я выбрал именно эту версию, так как каким-то непостижимым образом последняя релизная версия не совсем честно выполняет свои функции - очевидно что EAX с её использованием является программным, плюс не работают эффекты MacroFX и Elevation Filter.

Итак, слева мы видим список установленных игр, которые определились автоматически. Переместив игру в правый список, мы автоматически включаем для нее функционал Alchemy.

Также игры можно добавлять вручную. Давайте воспользуемся этой возможностью. Установим программу RightMark 3DSound и добавим адрес папки с исполняемым файлом утилиты RightMark 3DSound Positioning Accuracy test (RightMark3DSound.exe) в список Creative Alchemy:

Переместим добавленную программу в правый список. Теперь программу можно запустить.

На скриншоте изображено, как можно воссоздать источник звука находящийся за преградой, сзади, справа от слушателя.

Данная программа - прекрасная возможность испробовать технологии MacroFX и Elevation filter. Включая, выключая эти эффекты попробуйте сначала приблизить источник звука в программе поближе к уху слушателя, а затем перемещать его вниз-вверх по вертикальной оси - Вы почувствуете разницу!

И пусть Вас не смущает что в программе нет включения EAX 5.0 - большинство эффектов этой версии автоматически применяются ко всем источникам звукам, в независимости от поддерживаемой программой/игрой версии EAX.

По такому же принципу настраиваются и игры - главное добавить в Alchemy адрес папки с исполняемым файлом игры. Если в игре есть соответствующие настройки, в них необходимо включить поддержку EAX. Если же такой опции нет - есть альтернатива: включить в игре многоканальный звук. При этом он будет преобразовываться звуковой картой в стерео и Вы получите превосходное позиционирование звуков.

Если Вы хотите в полной мере ощутить все эффекты EAX 5.0, могу посоветовать игру S.T.A.L.K.E.R: Call of Pripyat. Эта игра использует звуковой движок OpenAL, который предоставляет ей непосредственный доступ ко всем эффектам EAX (необходимость использования Alchemy отпадает) - Вам лишь надо включить в настройках игры поддержку EAX и выбрать устройство SB X-Fi Audio.

6. Эпилог

Это всё что я хотел рассказать по поводу настройки X-Fi XtremeGamer. Надеюсь, информация в этой статье оказалась для Вас полезной и теперь Вы сможете раскрыть весь потенциал своей звуковой карты. Приятного прослушивания!

Знакомо ли вам слово Auzen? Рискну предположить, что нет, если, конечно, вы не отслеживаете абсолютно все новости на компьютерную тематику. Тем не менее, запомнить это название стоит всем любителям качественного звука на персональном компьютере.

Auzentech, Inc. – очень молодая компания, специализирующаяся на звуковых картах. Фирме нет ещё и двух лет – первый пресс-релиз датирован февралём 2006 года – однако она успела объявить уже пятый продукт собственной разработки, а также начать продажу под своей торговой маркой нескольких интересных устройств сторонних разработчиков. Бурная активность новичка вызывает уважение, особенно если учесть, что особое внимание Auzentech уделяет качеству звука своих последних продуктов. В них применяются одни из лучших преобразователей производства Asahi Kasei, заменяемые операционные усилители, конденсаторы с твёрдым диэлектриком, оригинальная разводка плат.

Три первых продукта Auzentech были основаны на контроллерах C-Media, причём фирма без лишней скромности называет себя первым в мире производителем звуковых карт с поддержкой технологий Dolby Digital Live и DTS Connect. Допускаю, что Auzen действительно была первой, но таковые возможности появились всё же благодаря работе инженеров и программистов C-Media, а потому реализованы на всех картах с соответствующим чипом. Зато в апреле этого года весь интернет взбудоражила другая новость: Auzen готовит новинку на аудиопроцессоре Creative X-Fi! До сих пор Creative Labs не поставляла свои технологии сторонним производителям, так что сам этот факт уже был сродни революции, но президенту Auzentech этого показалось мало и он поставил перед инженерами (как сказано на сайте – лидерам в области аналогового и цифрового звука) задачу создать продукт аудиофильского качества, чтобы счастливый обладатель карты мог не только вкушать плоды новейших игровых технологий Creative, но также наслаждаться качественной музыкой и даже создавать свои, не менее качественные, произведения.

Дизайн


Auzentech X-Fi Prelude 7.1


В бой были брошены проверенные на Auzentech X-Meridian цифро-аналоговые преобразователи AK4396 , твердотельные электролитические конденсаторы, комбинированные цифровые входы-выходы, допускающие подключение как коаксиального (SPDIF), так и оптического (TOSLINK) кабеля с помощью прилагаемых в комплекте переходников. Кроме того, на карте использованы лучшие модели двухканальных операционных усилителей и самый качественный цифро-аналоговый преобразователь от Asahi Kasei – AK5394A , обеспечивающий динамический диапазон 123 дБ и искажения на уровне -110 дБ. Параметры ЦАП тоже великолепны (120 дБ и -100 дБ соответственно), однако стоит отметить, что у AKM есть ещё более качественный AK4397 , а также совместимый по выводам AK4395 с улучшенным цифровым фильтром, поэтому причины выбора именно AK4396 для всех четырёх стерео-выходов лично мне не совсем ясны. Тем более, что фронтальный выход отличается от трёх остальных.


Во-первых, для него предусмотрена возможность замены операционного усилителя лёгким движением руки (чем мы не преминули воспользоваться в процессе тестирования) – микросхема не запаяна на плату, а установлена в "кроватку". Во вторых, в выходном фильтре низких частот использован новый, но мгновенно прославившийся великолепными звуковыми характеристиками операционный усилитель LM4562 , тогда как для остальных каналов применяются не менее знаменитые OPA2134 . Кроме того, для равноценной разводки всех четырёх каналов не хватило высоты платы, поэтому ЦАП и фильтр фронтального выхода были смещены чуть дальше от разъёма. Такое решение может увеличить шумность и взаимопроникновение каналов.

Питание операционных усилителей обеспечивают два стабилизатора на 8 В, питание цифро-аналоговых преобразователей, судя по всему, не стабилизировано.


Из нижеприведённой таблицы основных параметров операционных усилителей, использованных на Auzen Prelude, следует, что изделие National Semiconductor превосходит продукт Burr Brown по всем показателям, кроме времени установки (Settling Time, время стабилизации уровня напряжения на выходе после изменения напряжения на входе). Впрочем, этот параметр более важен для входного фильтра АЦП, где применён как раз OPA2134.


Возвращаясь к вопросу странной разводки платы: цифро-аналоговый преобразователь расположен очень далеко от входных разъёмов, практически на противоположном краю платы.




Ёмкость конденсаторов, сглаживающих пульсации опорных напряжений преобразователя, выбрана равной 470 мкФ, следовательно, искажения на частотах ниже 80 Гц превысят заявленный порог -110 дБ.


Остаётся надеяться, что ОУ фильтра используются в инвертирующем включении, иначе искажения будут больше и на высоких частотах.

Если сравнить Auzentech X-Fi Prelude с топовым продуктом самой Creative Technology, то у них обнаружится очень много общего: точно такой же АЦП, четыре стерео-ЦАП и одинаковое количество операционных усилителей, а также две микросхемы памяти для X-RAM (у Sound Blaster X-Fi Elite Pro одна из них находится на обратной стороне платы).



Creative X-Fi Elite Pro


Не принимая во внимание более логичную разводку платы X-Fi Elite Pro и иное количество разъёмов, карта Creative отличается от Auzen X-Fi Prelude 7.1 только элементной базой: цифро-аналоговые преобразователи CS4398 (динамический диапазон 120 дБ и искажения на уровне -107 дБ), операционные усилители NJM2114 производства New Japan Radio Corporation для выходного фильтра фронтального выхода, NJM2068 для остальных выходов, и некая разновидность NE5532 неизвестного производителя для фильтра АЦП.


Как видно из таблицы, искажения этих операционных усилителей несколько больше, чем у использованных на Auzen X-Fi Prelude, правда, измерены они были при десятикратном усилении, поэтому прямое сравнение с продуктами National Semiconductor и Burr Brown провести нельзя. Для ориентира, паспортные искажения OPA2134 при таком усилении также возрастают в 10 раз. Линейные выходы обеих карт не имеют дополнительных буферов, вследствие чего может проявиться зависимость звучания системы от качества используемых межблочных кабелей, а также ограничивается возможность подключения наушников непосредственно к линейному выходу карт. К продукту Creative последнее замечание относится в гораздо меньшей степени, поскольку NJM2114 способен отдавать в нагрузку в разы больший ток, чем LM4562 или OPA2134.

Основное отличие X-Fi Prelude 7.1 от X-Fi Elite Pro состоит в коммутации входов и выходов. Creative предлагает один порт для цифрового, линейного и микрофонного входов, коммутация которых производится с помощью четырёх электромагнитных реле, а также три линейных выхода, два из которых используют нестандартный четырёхконтактный разъём для 7.1 акустики производства Creative. На плате распаян вход AUX, к которому можно подсоединить ТВ-тюнер или другое подобное устройство. Весь остальной ввод и вывод сосредоточен во внешнем блоке, подключаемом через 25-контактный шнур длиной один метр.

Внешний модуль, допускающий как горизонтальную, так и вертикальную установку, имеет по паре цифровых входов и выходов под коаксиальный и оптический кабели, MIDI вход и выход, аналоговый вход с RCA разъёмами, два 6,35-мм гнезда для микрофона, электрогитары и прочих музыкальных устройств, цифровой выход для подключения акустики Creative и выход на наушники с гнездом 6,35 мм и переходником на 3,5 мм. Также блок содержит некоторые органы управления картой: ручку регулировки громкости аналоговых выходов, кнопки выбора входов, включения EAX, CMSS 3D и Crystalizer.

Auzentech исповедует совершенно иную философию. Прямо на карте покупатель получает полный набор стандартных разъёмов: четыре линейных выхода, линейный, микрофонный и AUX входы, цифровые вход и выход, а также весьма полезный порт, добавляющий второй микрофонный вход и позволяющий подключить звуковые разъёмы корпуса компьютера.


В отличие от Auzen X-Meridian 7.1, где выход на наушники обслуживается двухканальным инвертирующим усилителем TPA6111A2, в Auzen X-Fi Prelude 7.1 он подключён непосредственно к операционному усилителю фильтра фронтального выхода через конденсаторы ёмкостью 47 мкФ. Коммутация входов, судя по всему, осуществляется с помощью твердотельного реле ADG412 . Карта должна была получить большую функциональность с помощью модуля X-Tension DIN , изначально разработанного для Auzen X-Meridian 7.1 и обеспечивающего дополнительный вход для динамического или электретного микрофона (тип выбирается перемычкой), SPDIF и MIDI входы-выходы, плюс подключение многоканальной цифровой акустики Creative, однако на практике с ней оказались совместимы только MIDI-интерфейс и SPDIF выход.

Установка


В крупной и красиво оформленной коробке немало пустого места – в первую очередь потому, что комплектация карты, говоря откровенно, скудна. В коробку вложен хороший оптический кабель длиной три метра, пара прозрачных адаптеров для него, инструкция на множестве языков и компакт-диск. Никакого дополнительного программного обеспечения с картой не поставляется, на диске записан только драйвер под все операционные системы семейства Windows.

По большому счету, Auzen X-Fi Prelude 7.1 отличается от Creative X-Fi Elite Pro только цифро-аналоговыми преобразователями и коммутацией входов, поэтому для неё используются минимально модифицированные драйверы Creative. Установщик значительно упрощён: убраны Flash-анимации, нет никаких опциональных программ, не задаётся лишних вопросов, поэтому процесс проходит довольно быстро и гладко. Кроме демонстрации лицензионного соглашения, предлагается выбрать лишь начальный режим работы карты и количество подключённых колонок.



Уже на стадии установки видно отличие в позиционировании продукта. Установщик разработки Creative предлагал иной порядок режимов карты: Game, Entertainment, Audio Creation.



Для обзора карты Auzentech предоставила бета-драйвер от 11 ноября, который на момент тестирования ещё не был доступен на официальном сайте. Драйвер не имеет цифровой подписи, но не вызывал серьёзных нареканий ни в Windows XP, ни в Windows Vista 64-bit.

По окончании работы установщика не требуется перезагрузка и не выдаётся назойливых предложений зарегистрироваться, в панели управления появляется значок Auzentech Audio Console, в меню "Пуск" – ярлык для приложения Volume Panel, которое автоматически добавляется в автозапуск ("Startup").


К сожалению, в комплекте нет никакого дополнительного программного обеспечения, считая и такие полезные продукты, как THX Setup Console и Creative MediaSource DVD-Audio Player . Последний, будучи установленным с диска Creative, работает и с Auzen X-Fi Prelude, а вот THX консоль данной звуковой карты не видит вообще.

Значок вызова Volume Panel, появившийся в системном трее, весьма удобен: по левому щелчку мышкой всплывает окно собственно регулятора громкости, также позволяющее запустить любое из установленных приложений Creative, а по правой кнопке можно быстро менять некоторые базовые настройки. Приложение занимает не более 9 МБ оперативной памяти.


Остальные настройки сконцентрированы в Audio Console, давно знакомой по звуковым картам SoundBlaster Live!, Audigy и X-Fi. Единственное заметное отличие связано с Dolby обработкой: вместо закладки Decoder, где настраивался встроенный декодер многоканального потока Dolby Digital и DTS, появился раздел с совершенно противоположным содержимым.


Auzen X-Fi Prelude может на лету кодировать весь выводимый звук (например, многоканальный звук в играх) в формат Dolby Digital , избавляя пользователя от необходимости прокладывать по квартире пучки межблочных кабелей. Что будет происходить с сигналом, уже кодированным в данный формат (например, со звуковой дорожкой DVD диска), остаётся только догадываться – настроек декодера больше нет. Карта не будет поддерживать такие эффекты, как Dolby Pro Logic IIX, Dolby Virtual Speaker и Dolby Headphone, потому что их заменяет технология CMSS-3D, а DTS CONNECT обещают реализовать в начале 2008 года. Впрочем, не сомневаюсь, что все эти технологии синхронно появятся и на картах Creative Technology.

Двойной щелчок мыши на значке Volume Panel запускает так называемую консоль – приложение, которое обеспечивает удобное управление громкостью и прочими функциями карты. Для каждого из трёх режимов работы она серьёзно различается.


В режиме развлечений консоль стилизована под бытовую систему, с регулятором громкости на добрую половину окна приложения и неудобными регуляторами тембра. Вторая половина занята имитацией многофункционального дисплея с индикацией текущих параметров и кнопками вызова следующих настроек: конфигурация акустики, эффекты реверберации, CMSS-3D, 24-bit Crystalizer, автоматическая регулировка громкости, графический эквалайзер, микшер, кодер Dolby, частота цифрового выхода. Нажатие на любую из них убирает с экрана ряд кнопок, из-за чего для перехода в какой-либо другой раздел настроек приходится каждый раз нажимать появляющуюся ниже кнопку "Main display”.


Учитывая медлительность метаморфоз дисплея, пользоваться такой программой не очень удобно, но самый большой недостаток состоит в другом. У карт семейства Creative X-Fi функции перенаправления баса и настройка частоты среза управляются и в разделе конфигурации колонок, и через панель THX настройки. Последняя компанией Auzentech не лицензирована, а в консоли под Windows XP соответствующая кнопка почему-то отсутствует, тогда как в Windows Vista кнопка Bass Boost находится на своём законном месте.

В игровом режиме функция Bass Boost в консоли сохранилась и под Windows XP, в остальном же набор функций почти не отличается от режима Entertainment.



В драйверах реализовано сохранение конфигурации акустики для каждого из трёх возможных режимов карты. Для трёх конфигураций колонок запоминается состояние CMSS-3D, а уровень выставленной громкости запоминается раздельно для колонок и наушников и не меняется при переключении режимов карты. К сожалению, эта особенность драйвера не учтена в консоли режима создания музыки.



Регулятор громкости на монструозной панели, целиком умещающейся на экране лишь при его разрешении не ниже 1024х768, остаётся равнодушным к изменению громкости, вызванному переходом от наушников к колонкам или обратно. Кроме того, консоль не реагирует и на изменение опорной частоты тактового генератора, выполненное кнопкой Settings в её левом нижнем углу. Реально установленная частота отобразится только после закрытия и повторного открытия приложения.

К заданной в окне Settings базовой частоте семплирования будут приводиться все воспроизводимые через Windows звуки, а для ASIO реализовано автоматическое переключение частоты. При включении Dolby Digital Live тактовый генератор переводится на частоту 48 кГц, и любые попытки её изменения приводят к синим экранам смерти, так что будьте осторожны. Хочу обратить внимание, что частота семплирования 192 кГц картой не поддерживается вообще, даже в Entertainment режиме со стереодинамиками, звук выводится в 96 кГц.

Список источников записи приведён на снимке ниже. Для цифровых источников возможно включение побитовой точности записи, после чего пропадает пункт выбора формата сохраняемого файла. Если затем переключиться на какой-либо другой источник сигнала, то этот пункт так и остаётся невидимым. Уровень сигнала для всех входов по умолчанию зачем-то выставлен в ноль, а его прибавление не всегда срабатывает корректно. Если вы обнаружите, что в одном из каналов записывается тишина, просто сдвиньте регулятор до нуля, а затем вновь выставьте необходимый уровень.



В отличие от Creative X-Fi Elite Pro, у которой посредством внешнего модуля реализовано несколько дополнительных линейных входов, на Auzen X-Fi Prelude 7.1 все аналоговые входы объединены пунктом Analog mix, в дополнительных настройках которого можно отключать сигнал с Aux и Mic входов. В режимах Entertainment и Game это делается из самой консоли, а в Audio Creation придётся воспользоваться средствами микшера Windows. В нём же можно отрегулировать громкость для каждого из восьми доступных каналов воспроизведения.


Установленная разница в громкости между каналами будет соблюдаться при изменении общего уровня громкости (Master Volume). К слову, максимальная громкость линейных выходов Auzen X-Fi Prelude 7.1 более чем в два раза превышает общепринятый уровень 2 В RMS и составляет, по данным производителя, 5 В. Стандартная громкость достигается при установке регулятора Master Volume на 85 %.

Не могу не упомянуть о маленьком казусе. В один прекрасный момент, после вынимания карты из системного блока для фотографирования, консоль вдруг преобразилась: появились раздельные "входы" Line-In, Mic, AUX, а галочка Bit-Matched стала выводиться для всех источников записи, однако функционирование карты от этого никак не нарушилось.



Режим Audio Creation позволяет полностью отключить обработку выводимого приложениями звука. Для этого необходимо активизировать опцию Enable Bit-Matched Playback в окне, появляющемся после нажатия на кнопку Settings, или на соответствующей закладке аудио-консоли.


На мой взгляд, исчезновение эквалайзера, "кристаллайзера" и SVM с лихвой компенсируется увеличением качества воспроизведения музыки.

Измерения

Объективное тестирование карты перед прослушиванием позволяет не только проверить соответствие карты заявленным техническим характеристикам, но и выявить возможные подводные камни, как то дополнительная обработка сигнала в драйвере или различные проблемы в аналоговом тракте. Для этих целей мы воспользовались программным комплексом RightMark Audio Analyzer 6.0.6 Pro , который выводит на заданное звуковое устройство набор тестовых сигналов, а затем анализирует записанный результат. Основные принципы работы с программой изложены в официальном руководстве .

Измерения проводились на максимальной частоте семплирования при записи, чтобы наблюдать как можно более широкий спектр. Для тестов аналоговой части звуковых карт один из линейных выходов соединялся с линейным входом этой же или другой (в ходе тестов мы пробовали оба варианта) карты предельно коротким кабелем с разъёмами mini-jack. Полные отчёты теста можно получить, щёлкнув на сводные таблицы результатов. Измерения проведены на стенде следующей конфигурации:

Материнская плата Gigabyte GA-K8NS Ultra-939
Процессор AMD Opteron 165
Оперативная память Corsair XMS-3200XL
Видеокарта ATI Radeon X1950 Pro
Жёсткий диск Hitachi T7K250
Блок питания Rosewill Turbo Series RT550-135-BK (550 Вт)

Поскольку звуковые карты получают питание от материнской платы, результаты тестирования их аналогового тракта зависят от качества прочих комплектующих в системном блоке. К примеру, отсутствие стабилизаторов питания операционных усилителей на Creative X-Fi Elite Pro привело к тому, что измеренное соотношение сигнал/шум зависит даже от того, в какой слот PCI установлена карта, а уж подключение разъёма питания внешнего блока к кабелю, от которого питается ещё и жёсткий диск, вызывает ещё более значительное ухудшение этого параметра. В связи с этим финальные измерения, результаты которых приведены ниже, выполнялись с отключённым внешним блоком.

Для получения максимально объективных результатов необходимо отключить любую возможную обработку сигнала в драйвере, как то настройки тембра и программные регуляторы громкости, наложение спецэффектов и преобразование форматов. Для карт на аудиопроцессоре X-Fi это возможно только в режиме Audio Creation, при условии включения опции "Bit-matched playback" и соответствия опорной частоты карты частоте семплирования воспроизводимого сигнала. Выбрав в качестве источника записи "Wave", можно убедиться в полной идентичности исходного (Reference) и переданного через DirectSound сигналов. MME интерфейс (в терминологии большинства программ это "Wave output") производит небольшую обработку, скорее всего добавляя некоррелированный шум (dithering).



Проверка отсутствия обработки сигнала драйвером

">

Auzen X-Fi Prelude


Измеренный уровень искажений также настораживает. Сравните с результатами Creative X-Fi Elite Pro.

">

Creative X-Fi Elite Pro


Более 10 дБ преимущества по всем параметрам наводят на размышления. Эти измерения проводились на собственные линейные входы карт, а их качество ещё ничем не подтверждено. Кроме того, RightMark Audio Analyzer отображает в сводке усреднённый результат для обоих каналов карты, а у Auzen X-Fi Prelude 7.1 они, как видно по спектрограмме нелинейных искажений, очень сильно различаются:



Auzen X-Fi Prelude


С левым каналом явно не всё в порядке, уровень второй, третьей и четвёртой гармоники на 10 дБ выше, чем в правом. Чтобы выявить источник проблемы, сигнал с Auzen X-Fi Prelude был записан на линейный вход Creative X-Fi Elite Pro, которая ужилась в одной системе с продуктом Auzen только после длительных шаманских танцев.

">


По какой-то причине, возможно из-за образования "земляных петель", в таких измерениях часто ухудшается соотношение сигнал/шум, однако ситуация с нелинейными искажениями Auzen X-Fi нормализовалась – значит, повышенный уровень искажений получался по вине линейного входа Auzen X-Fi Prelude. К сожалению, истинный характер искажений её выхода теперь придётся разглядывать сквозь частокол шумов.






Auzen X-Fi Prelude (запись на карту Creative)


Можно констатировать очень низкий уровень третьей гармоники и полное отсутствие гармоник высших порядков. Creative X-Fi Elite Pro формально всё равно превосходит Auzen X-Fi Prelude по величине нелинейных искажений, но в спектре хорошо видны пятая и седьмая гармоники, которые, по некоторым исследованиям, крайне негативно влияют на звучание:



Creative X-Fi Elite Pro


Количество интермодуляционных искажений сравнивать не имеет смысла по причине слишком большой разницы в уровне шумов, остаётся лишь заметить, что опасения насчёт большого взаимопроникновения каналов оправдались – на частотах выше 1 кГц Creative X-Fi Elite Pro по этому показателю лучше аж на 15 дБ.

Используя интерфейс ASIO или средства дублирования каналов в консоли режима Audio Creation, мы можем направить звук на любой из четырёх аналоговых выходов карты. К слову, при работе ASIO на всех измерениях виден странный тон на 12 кГц, происхождение которого для меня является загадкой.

">

Auzen X-Fi Prelude


Карта Auzen X-Fi Prelude 7.1 не показала существенной разницы между выходами, но фронтальный выход всё же немного лучше по всем параметрам, кроме взаимопроникновения каналов. Именно таких результатов можно было ожидать, исходя из топологии и элементной базы карты. Напротив, тыловые выходы Creative X-Fi Elite Pro значительно хуже фронтального по искажениям.

">

Creative X-Fi Elite Pro


В заключение не могу не упомянуть странный факт. Спустя некоторое время, возможно после прослушивания карты с наушниками без внешнего усилителя, в правом канале фронтального выхода Auzen X-Fi Prelude 7.1 вырос уровень низкочастотного шума:



Auzen X-Fi Prelude


Оказалось, что так себя повёл операционный усилитель LM4562, замена которого на любой другой нормализует ситуацию. Правда, на слух этого шума мне заметить не удалось, субъективно звучание карты не поменялось.

Прослушивание


Для сравнения звучания звуковых карт такого высокого уровня на акустических системах необходим очень качественный звуковой тракт и акустически подготовленное помещение, которого у нас не было, поэтому мы воспользовались высококачественными наушниками Grado SR325i и Beyerdynamic DT 770 Pro, а также усилителем C.E.C. HD53R-80 и межблочным кабелем Monster Standard Interlink 200.


Усилитель работает в классе А, имеет низкий коэффициент нелинейных искажений (по заявлениям производителя он равен 0,009 %, наши измерения при уровне 2 В на выходе показали величину 0,019 %) и легко справляется как с низкоомными Grado (32 Ом), так и с высокоомными Beyerdynamic (250 Ом). А вот линейные выходы звуковых карт с наушниками работают хуже: существенно увеличивается взаимопроникновение каналов, изменяется АЧХ на низких и высоких частотах, ощутимо возрастают интермодуляционные искажения. Таким образом, сравнение звуковых карт при подключении наушников непосредственно к линейному выходу является совершенно неправильным – каждая из них по-своему отреагирует на такую нагрузку.

Сравнивая звучание Auzen X-Fi Prelude с усилителем C.E.C. и без, можно отметить ухудшение динамики, а также чёткости и размеров сцены. Чем ниже было сопротивление нагрузки, тем очевиднее становилось преимущество усилителя, в том числе и по громкости – уровень сигнала на выходе карты существенно падает при подключении низкоомной нагрузки и "гуляет" от неравномерности импеданса по частоте. Похоже, часть электролитических конденсаторов возле выходных фильтров установлена в цепи сигнала, потому что те же наушники, подключённые к выходу FP_Audio (который, как уже упоминалось в начале обзора, связан с операционным усилителем через конденсатор ёмкостью 47 мкФ), звучат заметно громче. По субъективным ощущениям, OPA2134 теряет в детализации чуть меньше, так что, если вам всё же придётся использовать наушники без усилителя, попробуйте подключить их не к фронтальному выходу и выводить звук в нужные каналы с помощью ASIO.

С усилителем C.E.C. карта продемонстрировала просто фантастическое звучание! Когда я услышал это впервые, не поверил своим ушам – настолько непривычно звучали хорошо знакомые вещи. Scorpions – Holiday, Gary Moore – Always There For You, Too Much Rope Роджера Уотерса (эти композиции я давно использую для быстрой оценки качества звучания) вдруг расцвели, засверкали новыми деталями, поразили естественностью. Я переслушал всю свою коллекцию тестовых записей, и в каждой находил нюансы, которые раньше или не замечались вообще, или воспринимались по-другому. Интересно то, что каждый иначе прозвучавший нюанс не оставлял ни малейших сомнений – это правильный звук, и ни одна из звуковых карт "домашне-игрового" уровня из слышанных мною ранее не была способна воспроизвести его с такой естественностью и мягкостью.

Auzen X-Fi Prelude формирует невероятно правдоподобную сцену, наполняя её глубочайшим басом и натуральными реверберациями, предельно точно позиционируя инструменты. В звучании каждого из них воспроизводятся мельчайшие подробности, что вкупе с восхитительно чёткой передачей объёма и расстояния дарит незабываемый эффект присутствия. В отзывах о звуковых качествах операционного усилителя LM4562 не раз говорилось о полном отсутствии окрашивания звука, но такой космической прозрачности я всё же не ожидал. Между слушателем и музыкой нет никаких преград, на качественных живых записях кажется, что ты на самом деле заглянул в помещение, где проходит концерт.

Звук с других линейных выходов, обслуживаемых операционным усилителем OPA2134, тоже очень хорош. Сцена и детализация на средних частотах близка к LM4562, но нет такого потрясающе объёмного баса, немного иначе звучат высокие частоты. И всё же, даже это звучание кажется мне предпочтительнее, чем звук Creative X-Fi Elite Pro. Последняя, нисколько не уступая в детализации, обладает ярким, но каким-то безжизненным звуком. Зато карта Creative намного лучше справляется с наушниками, подключёнными непосредственно к линейному выходу.

Воспользовавшись возможностью менять операционный усилитель без пайки, я решил выяснить, что же является причиной столь интересного звучания Auzen X-Fi Prelude, для чего послушал её с двумя моделями операционных усилителей Texas Instruments, которые оказались у меня в наличии. OPA2132P прозвучал аналогично установленным на тыловом канале OPA2134, хотя мне показалось, что он чуть хуже на высоких частотах, но ближе к LM4562 по глубине баса. А вот с NE5532 карта зазвучала ничем не лучше многих других – плоско, ярко, менее детально.

Без активации опции Bit-Matched Playback или при переключении в режим Entertainment звук остаётся чистым, но теряет в четкости и объёмности. Активация эффекта Crystalizer даёт небольшое изменение частот, но почти полностью убивает сцену, на мой взгляд, эта разрекламированная технология актуальна только в игровом режиме, где звучание музыки портится очень сильно. Даже при отключённых эффектах EAX, CMSS-3D, SVM и Crystalizer слушать музыку неприятно, она нединамична и тускла, а при активизации CMSS-3D Headphones и вовсе невыносима.

Игровые возможности Auzen X-Fi Prelude 7.1, вполне ожидаемо, не отличаются от карт Creative с аудиопроцессором X-Fi, поэтому я не вижу смысла рассказывать о них подробно. Отмечу лишь, что для HRTF обработки необходимо задействовать CMSS-3D, но, на мой слух, качество трёхмерного звука Creative сильно преувеличено. В режиме "2/2.1 Speakers" звук при поворотах главного героя получается рваным, с резкими переходами громкости из канала в канал (прерывания можно услышать и в тесте динамиков, где имитируется облёт игрока вертолётом), а в режиме наушников звуки неестественно приглушаются, неверно передаётся расстояние, сильно искажается тембр. Демонстрация вертолёта звучит превосходно, а вот в играх такого же позиционирования мне услышать не удалось. Более того, в новый блокбастер Crysis играть с настройкой "2/2.1" много лучше, чем с "Headphones".

Резюме

Auzentech выпустила очень интересный продукт, сочетающий в себе широкие игровые возможности с великолепным звучанием музыки. Вероятно, на сегодняшний день это самый "музыкальный" источник звука для компьютера, но ряд недоработок существенно ограничивает её применение. Например, отсутствие настройки расположения колонок вынуждает использовать аналогичные функции ресивера, делая бессмысленным качество аналоговых выходов. Смысл наличия выхода на наушники без встроенного усилителя мне также непонятен. Наконец, для записи музыки карта не подходит из-за малого количества входов, отсутствия штатного MIDI-интерфейса и проблем с качеством оцифровки. Так что круг покупателей, которые будут в восторге от приобретения, сужается до меломанов, предпочитающих слушать музыку с компьютера.

Подытожим плюсы и минусы Auzen X-Fi Prelude 7.1

Достоинства:

превосходный звук на всех аналоговых выходах;
возможность вывода многоканального звука на цифровой выход;
возможность подключения как коаксиального, так и оптического цифровых кабелей;
возможность подключения звуковых разъёмов корпуса;
аппаратная поддержка EAX 5, DirectSound 3D и OpenAL;
отличный оптический кабель в комплекте.

Недостатки:

отсутствие подстройки звука в соответствии с размещением колонок;
отсутствие функций управления басом в Entertainment режиме под Windows XP;
невозможность воспроизведения 192 кГц DVD-Audio;
множество недоработок в консоли режима Audio Creation ;
отсутствие буфера для выхода на наушники;
неряшливая реализация аналого-цифрового преобразователя.

P.S. С 15 октября 2007 года в массовое производство пошла вторая ревизия карты, возможно, в неё уже внесены некоторые исправления.

24.09.2014 17:05

Creative Sound Blaster X-Fi HD уже не является новым продуктом на рынке, однако это одна из ярких попыток указанной фирмы угодить уже совсем неискушенной аудиофильской публике.

Внешняя звуковая карта - это однозначно продукт специфический. А значит автоматически аудиофильский. Потому как рядовой пользователь вряд ли будет заморачиваться с поиском нужного устройства для воспроизведения какой бы то ни было музыки и уж тем более для озвучивания акустических сцен, например, в компьютерных играх.

Покупатель, решивший организовать на своем рабочем месте мини-студию, подходит к выбору аппарата для воспроизведения входящего и исходящего сигнала сугубо из субъективных предпочтений. Здесь важны и технические характеристики записи/проигрывания звука, внешние порты для подключения акустики и вспомогательных устройств, например, музыкальных инструментов или микрофона. Таким образом тонкостей в аппарате под названием внешняя звуковая карта довольно много.

На заводских драйверах и без использования комплектных и сторонних программ для улучшения и изменения звука, Creative Sound Blaster X-Fi HD звучит действительно хорошо.

Creative Sound Blaster X-Fi HD уже не является новым продуктом на рынке, однако это одна из ярких попыток указанной фирмы угодить уже совсем неискушенной аудиофильской публике. По большому счету этот аппарат умеет реализовывать две основные функции - воспроизводить весьма качественный звук, а также записывать таковой при помощи одного входного разъема jack формата ¼ , расположенного на передней панели черной коробочки .

Основные характеристики стерео карты Creative Sound Blaster X-Fi HD следующие: соотношение сигнал/шум - 114 дБ , внутри установлен уже известный многим (по игровой серии) процессор X-Fi, качество воспроизведения и записи – 24 бит/96 кГц , что для домашних нужд вполне неплохо. Усиление для наушников - 330 Ом .

Помимо озвученного инструментального разъема jack, расположенного на лицевой панели Creative Sound Blaster X-Fi HD, здесь есть еще один выход для наушников, с точно таким же форм-фактором исполнения. На обратной стороне устройства распаяны аналоговые тюльпаны (две пары), а также оптический вход и выход TOSLINK. Звуковая карта подключается через разъем USB 2.0 . Не забыли в Creative и про заземление устройства, что весьма приятно.

Истинные возможности Creative Sound Blaster X-Fi HD спрятаны в контрольной панели, которая устанавливается с диска или сайта производителя.

Во время работы синий диод оповещает пользователя о работоспособности устройства. На лицевой панели Creative Sound Blaster X-Fi HD располагается также регулятор громкости в стиле классических ресиверов. Многие пользователи ругают таковой, но напрасно. Пожалуй он излишне миниатюрен, но ведь и сам девайс довольно скромных размеров. В любом случае управлять громкостью удобно, плавный и в меру тугой ход пластиковой ручки создан именно для этого.

На заводских драйверах и без использования комплектных и сторонних программ для улучшения и изменения звука, Creative Sound Blaster X-Fi HD звучит действительно хорошо. Если честно, после использования внешней карты Behringer U-Phoria UM2 разницы замечено не было (в качестве акустической пары использовались пассивные колонки Dual из Германии, подключенные к усилителю Telefunken RA200). Запаса громкости более чем достаточно, частоты всех диапазонов великолепны.

Но истинные возможности Creative Sound Blaster X-Fi HD спрятаны в контрольной панели, которая устанавливается с диска или сайта производителя. В ней присутствуют различные эффекты EAX, эквалайзер, функции THX TruStudio Pro. Панель не перегружена опциями, а значит любой пользователь сможет отстроить звук по своему усмотрению. Оно действительно стоит того. Привычное звучание любимых композиций буквально обновляется с каждым поворотом ползунка того или иного параметра.

В Creative Sound Blaster X-Fi HD нет поддержки ASIO, а значит запись, как и последующее воспроизведение дорожки, происходит с существенной задержкой.

Еще один весомый плюс Creative Sound Blaster X-Fi HD заключается в распаянном инструментальном входе, с помощью которого можно записывать звук с музыкальных инструментов, например гитары, а также с полноценного микрофона. С этой задачей звуковая карта справляется весьма хорошо и на выходе вы получается слухабельное качество трека, не студийное конечно, но для личных экспериментов достаточное. Но есть одна недоработка - в Creative Sound Blaster X-Fi HD нет поддержки ASIO, а значит запись, как и последующее воспроизведение дорожки, происходит с существенной задержкой. Таким образом при наложении одной дорожки на другую, особенно при параллельном воспроизведении первой, могут возникнуть трудности в рабочем процессе. Это и есть минус любого непрофессионального решения, все-таки Creative Sound Blaster X-Fi HD - это любительский аппарат.

Creative Sound Blaster X-Fi HD можно приобрести за 3700 рублей и выше. По большому счету это достойное предложение за те возможности, которые предлагает пользователю обозреваемое устройство, если мы, говорим о непрофессиональных внешних картах для дома.

Начинающим музыкантам, которые хотят постоянно оценивать качество своих трудов, что называется на пленке , этот аппарат также подойдет, но с описанными выше оговорками, которые связаны с большой задержкой при записи. В любом случае при записи исключительно одной дорожки в моно или стерео режиме проблем по сути не возникнет.

А качество звука, воспроизводимого через аналоговые входы, действительно великолепное, без каких-либо преувеличений. Необходимо лишь обзавестись соответствующими колонками, желательно мощнее.